Спросите Чижика!

Мой ребенок плохо учится

«Мой ребенок плохо учится!», - довольно частая жалоба многих родителей. Что она означает на самом деле? Плохие оценки, нежелание ребенка ходить в школу и делать уроки? Или нечто иное?

Попробуем разобраться. Недавно ко мне обратилась мама девятилетней девочки. Она рассказала, что собрать дочку на учебу можно разве что с боем. Она регулярно прогуливает уроки, не усваивает материал, а после занятий лежит в своей комнате. Апатия - самое частое состояние, в котором ее застают родители. «Что я делаю не так?», - задается вопросом мама, не понимая, по какому предмету нанимать репетитора в первую очередь.

Родители в такой момент чувствуют себя беспомощными и одинокими. Они не могут понять, откуда можно получить помощь.

Боль и чувство безысходности (а иногда и вины) сидит внутри, так как порой неловко обсуждать эту "деликатную проблему" со знакомыми и многие прячутся за маской деланного благополучия.А если в окружении и находится человек, способный разделить эту боль, так как сам проживает аналогичную ситуацию, то вряд ли он может дать дельный совет.

Некоторые обращаются к школьному психологу, часто забывая, что человек, занимающий эту должность, сначала отстаивает интересы школы, а уже потом - ребенка. Школьные психологи, по сути, просто штатная единица в школе, и я не слышала ни одной истории реальной помощи со стороны данных специалистов.

Зачастую семьи остаются один на один со своей проблемой.

Среди причин явного отвержения школы я выделяю буллинг, семейные проблемы и разногласия с педагогом. Школы постепенно лишаются «душевного» компонента, отдаляются от ученика, часто выстраивают процесс таким образом, что ученик обезличен, нет должного внимания к личности ребенка, интереса к его жизни, внутреннему миру. Если раньше учитель знал, что происходит в жизни того или иного ребенка и мог выстроить с ним контакт, то сейчас он занимается выполнением KPI. Так устроена система. В итоге у школьника нет связи с педагогом. Но самое страшное - это отсутствие понимания не с учителями или одноклассниками, а с семьей. Получается, что никто не интересуется, о чем думает ребенок, что его беспокоит? Должна сказать, что наши дети, рожденные в 21 веке, - особенные! Они - прекрасные, творческие и свободные личности. Мы все уже давно выходим из "системы" и открываем свое творческое начало! Мы хотим, чтобы в нас видели индивидуальную личность ( и да, наши дети тоже!), мы хотим проявлять себя, а не вставать в строй в одинаковых штанишках. Однако, ни система образования, ни собственно говоря, самые главные в жизни ребенка люди еще не перестроились на коммуникацию другого уровня с детьми.Отсюда и многочисленные проблемы с поведением и учебой. Причем, если не оказать помощь вовремя, дети могут перейти к девиантному поведению и даже суицидальным попыткам.

В случае с моей клиенткой, корень проблемы оказался внутри семьи. В 90% случаев родители не связывают трудности в учебе и семейные конфликты. Однако, развод родителей или просто отчуждение между ними могут сказаться на успеваемости ребенка. Скрыть разногласия между мамой и папой практически невозможно. Ребенок в любом случае «считывает» напряжение между родителями.

В такие моменты дети ведут себя по-разному. Тихони начинают часто пропускать школу из-за ОРВИ и других, часто соматических, заболеваний. Некоторые школьники закрываются в своей «раковине»: почти не говорят с родителями, избегают контакта, не выходят из комнаты. Обсуждать школьные дела и вопросы учебы категорически отказываются.

Что делать? Спросим Чижика!

Прежде всего займите сторону ребенка. Он должен знать, что его любят, причем, любят безусловно. Вспомним прекрасную историю великого изобретателя Томаса Эдисона.

«Однажды один маленький мальчик вернулся домой из школы и передал матери письмо от учителя. Прочитав, мать вдруг начала плакать, а затем зачитала сыну письмо вслух: «Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».

Через много лет после смерти матери повзрослевший мальчик пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: «Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома».

Мальчика звали Томас Эдисон и к тому времени он уже стал одним из величайших изобретателей века.

Эдисон прорыдал несколько часов подряд. Затем он записал в свой дневник: «Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века».

Эта история отлично демонстрирует, насколько важна поддержка значимого взрослого. Убедив сына или дочь, что вы на их стороне, обратитесь к детскому психологу. Не любой ребенок готов сразу открыться и рассказать о своих переживаниях, но специалист сможет профессионально выстроить коммуникацию. Не бойтесь, если психолог предложит вам перейти на домашнее обучение. Если переживание глубокое, понадобится время, чтобы вернуть целостность психике ребенка. Очень важно поместить его в зону комфорта и убрать триггер - школу.

Помните, что ваши дети должны чувствовать себя в безопасности, а ваш дом должен быть местом безусловного принятия. Плохие оценки (и хорошие тоже, кстати) - не показатель ума, а лишь повод узнать, в чем кроется истинная проблема плохой успеваемости, невнимательности, неумения сосредоточиться.